Предисловие Следующая глава Оглавление

На главную страницу

 

Глава 1

Военно-воздушные силы США в период 1945-1950 годов. 

К концу Второй Мировой войны военно-воздушные силы США были на пике своего могущества. На их вооружении находились новейшие самолёты, а авиационная промышленность США была готова поставлять технику во всё возрастающих количествах. В конце 1944 года с конвейеров американских авиазаводов ежемесячно сходило более 8000 самолётов. [1] К концу лета 1945 года объединённая коалиция США и Великобритании готова была выставить против Японии 10 тысяч бомбардировщиков. На март 1946 года планировалась операция "Коронет" по взятию Токио. К тому времени союзники должны были располагать в регионе уже 16000 самолетами. Сбрасываемый тоннаж бомб предполагалось довести до 200000 т/мес. В течение суток перед началом высадки планировалось сбросить 80000 тонн бомб. [6] У командования имелся богатый опыт планирования и организации массированных налётов, в которых участвовало несколько сотен бомбардировщиков. Для планирования ударов и последующего анализа их результатов существовали мощнейшие разведывательно-аналитические службы, которые на основе разведданных и анализа промышленного потенциала противника определяли список целей, уничтожение которых нанесло бы наибольший ущерб. А стоящие на вооружении новейшие самолёты и боеприпасы сделали возможным за один налёт вызывать разрушения и жертвы, сопоставимые с применением атомного оружия, ещё до того, как была создана атомная бомба. Например, в налёте на Токио 9 марта 1945 года над городом появилось 279 В-29. Самолеты сбросили 1665 тонн зажигательных бомб. Сильный ветер у земли способствовал распространению пожара. Над городом возник огневой смерч. К утру 10 марта более 40 квадратных километров в центре города выгорело дотла. В огне погибло более 84000 мирных жителей. Более миллиона токийцев осталось без крова.[6]

            Заместитель С.П.Королёва по системам управления Б.Е.Черток весной 1945 года был командирован в Германию для изучения немецкого опыта ракетостроения. Сам Борис Евсеевич участия в боевых действиях не принимал, и поэтому его впечатления от увиденных последствий войны довольно остры. Вот как он описывает увиденные результаты действий американской авиации:

«Всего два с небольшим месяца прошло после окончания войны, а мы катили по дорогам через деревни и городки, не обнаруживая никаких разрушений. Если бы не встречные и попутные колонны наших перемещающихся войсковых частей, да шлагбаумы в городах с патрульной службой, кое-где проверяющей документы, то невольно возник бы вопрос "а была ли война?"

В военной комендатуре Аннаберга, куда мы заехали, чтобы пообедать и получить ночлег, нас предупредили, что далее по нашему маршруту будет подорванный мост и единственная полностью стертая с лица земли деревня, которую следует объехать. Что же там произошло? Ответ мы узнали тут же.

За неплохим обедом с рейнвейном пожилой мужчина, оказавшийся русским "перемещенным лицом", работавший в СВА в качестве переводчика, поведал об эпизоде, характеризующем американский метод ведения боевых действий. Прежде всего сберечь жизнь своих солдат — такова основная тактика американских военных действий.

Американская механизированная колонна продвигалась в глубь Тюрингии, практически нигде не встречая сопротивления. И вдруг при въезде в эту несчастную деревушку — не помню уж как она называлась — авангард был обстрелян из автоматов и охотничьих ружей. Позднее выяснилось, что в этой деревне обосновался небольшой отряд "гитлерюгенд", которые, последовав призывам Геббельса, решили стать партизанами -"вервольфами". Их стрельба не принесла американцам никакого вреда.

Будь на их месте наша часть, эти "вервольфы" были бы тут же уничтожены или взяты в плен. Но американцы не желали рисковать жизнью ни одного своего парня. Сильное механизированное соединение без выстрела отошло назад на несколько километров. "Вервольфы" решили, что их деревня уже спасена от оккупантов. Но сильно ошиблись. Командир американской части так доложил обстановку, что ему в помощь было поднято соединение бомбардировщиков, которое превратило злосчастную деревню со всеми ее жителями в бесформенные груды дымящихся развалин. Только после такой обработки с воздуха американцы продолжили свое "победоносное" продвижение.

Мы сделали небольшой крюк, чтобы посмотреть на эту разрушенную "крепость", и обнаружили интенсивное восстановительное строительство на месте бывшей деревни.» [3]

Авиация США была оснащена самой современной техникой, в которой не испытывала недостатка. Лётный состав имел большой боевой опыт, и командование решительно и массированно применяло авиацию.

Но после окончания войны началось сокращение. В первые годы после второй мировой войны численность личного состава военно-воздушных сил армии сократилась с 2 млн. с лишним приблизительно до 300 000 человек. Были уничтожены тысячи самолетов, авиабазы заброшены, контракты на поставки самолетов ликвидированы. [1]

Тем не менее, исследовательские работы в области авиации и создание новых самолётов продолжались. Активно велись работы по освоению реактивных двигателей, дополнительный импульс этому придали захваченные в Германии образцы немецких реактивных самолётов, результаты немецких исследований и сами немецкие инженеры, перевезённые за океан. Немецкие наработки ускорили и внедрение стреловидных крыльев. Параллельно велись работы по созданию летательного аппарата, способного преодолеть звуковой барьер, эти работы начались ещё в 1943 году. 14 октября 1947 года лётчик-испытатель 22-летний капитан Чарльз Егер (Charles Е. Yeager) на экспериментальном самолёте Bell XS-1 превысил скорость звука. За несколько дней до этого события летчик-испытатель ВВС Джордж Уэлч (George Welch), занимавшийся испытаниями истребителя ХР-86 Sabre, выполняя скоростное пикирование, сообщил, что столкнулся с необычными колебаниями стрелок указателей скорости и высоты. Наземные измерения подтвердили превышение скорости звука. [4]

8 августа 1946 года совершил первый полёт экспериментальный бомбардировщик XB-36. Работы по этой машине начались ещё весной 1941 года. В это время американские политики и военные оценивали перспективы войны в Европе весьма пессимистично, и не исключали скорого поражения Великобритании и Советского Союза, после чего США оказались бы один на один с Германией и Японией. Поэтому возникла потребность в стратегическом бомбардировщике, способном с территории США наносить удары по целям в Европе и Дальнем Востоке. В августе 1941 г требования американских военных по новому "супербомбардировщику" трансформировались в идею "10000-мильного, 10000-фунтового бомбардировщика", а 23 июля 1943 года фирма Косолидейтед Валти (Конвэр) получает соответствующий заказ. После окончания боевых действий на Европейском континенте, в США многие контракты по программам новых систем вооружений были пересмотрены в сторону сокращения их объемов, а многие из них были аннулированы, однако контракт с фирмой Конвэр по В-36 был оставлен в силе. Бомбардировщик B-36A имел 6 толкающих винтов, приводимых в движение поршневыми двигателями, длина корпуса составляла 49 метров, размах крыльев 70 метров, высоту более 14 метров, взлётную массу более 100 тонн. В испытательных полётах весной 1948 года B-36 с полным вооружением и боезапасом с бомбовой нагрузкой 4540 кг пролетел 12875 км за 36 часов. Самолёт мог поднимать бомбовую нагрузку в 38 тонн и мог нести 19-тонные авиабомбы. Максимальный потолок составлял 14000 метров, максимальная скорость – 613 км/ч. Летом 1948 года бомбардировщики B-36 начали поступать в ВВС. [5]

До этого самым мощным американским бомбардировщиком был B-29, серийное производство которого началось в сентябре 1943 года. Эта 4-моторная машина имела длину корпуса 30 метров, размах крыльев 43 метра, взлётную массу 56 тонн и могла нести до 9 тонн бомб на расстояние до 5000 км. Всего было изготовлено более 3600 B-29 в разных модификациях. Часть самолётов была модифицирована в носители атомных бомб. [6]

Модифицированный бомбардировщик B-29 получил название B-50 и совершил свой первый полёт 25 июня 1947 года. За счёт улучшений B-50 мог нести 12700 кг бомбовой нагрузки на расстояние до 7000 км. В марте 1949-го В-50А с надписью "Лакки Леди 11" ("Счастливая Леди") на борту без посадки облетел земной шар. "Счастливая Леди" провела в воздухе 94 часа, покрыв расстояние 37740 км и дозаправлялась периодически от танкера КВ-29М. [7]

Эпоха поршневых бомбардировщиков подходила к концу, и американские конструкторы уже работали над реактивными машинами. Новый экспериментальный бомбардировщик фирмы Boeing назывался XB-47 и совершил первый полёт 17 декабря 1947 года. Первые серийные B-47 стали поступать в ВВС в середине 1950 года. Этот самолёт имел 6 реактивных двигателей, длину 32 метра, размах крыльев 35 метров, взлётную массу 48 тонн, максимальную скорость 965 км/ч, и мог нести бомбовую нагрузку в 10 тонн на расстояние до 6400 км. [8]

17 марта 1947 года начались испытания нового реактивного бомбардировщика XB-45. В отличие от тяжелого B-47 это был средний бомбардировщик для решения тактических задач. Он мог нести 10 тонн бомб на расстояние до 3500 км. Первые самолёты стали поступать в ВВС США в ноябре 1948 года. С появлением более компактных атомных бомб нового поколения в 1951 году часть машин были модернизированы для использования атомных бомб. В мае 1952 года B-45 были переброшены в Европу на базы в Великобритании. Немного позже Tornado появились во Франции, Германии и Турции Радиус действия самолетов позволял ВВС США держать под прицелом все европейские государства, входящие в Варшавский договор.[9]

Пережив после окончания войны стремительное сокращение, по состоянию на 1 августа 1947 г.  военно-воздушные силы армии США насчитывали 300 000 человек и 25 000 самолетов. Но вскоре ситуация изменилась. 26 июля 1947 г. президент Гарри Трумэн утвердил закон о национальной безопасности, и 18 сентября 1947 г. военно-воздушные силы армии стали третьим видом вооруженных сил Америки — военно-воздушными силами США. [1]

Бригадный генерал Митчелл, заместитель командующего авиационной службой, поднял в 1919 г. вопрос, который вызвал ожесточенные дебаты, приковавшие к себе внимание всей страны. Митчелл вновь поднял вопрос о создании самостоятельных военно-воздушных сил и объединенного министерства обороны, обеспечивающего равноправное положение армии, флота и ВВС. После второй мировой войны, в которой военно-воздушные силы сыграли такую важную роль, конгресс посмертно наградил Митчелла специальной медалью; в полдень 27 марта 1948 г. начальник штаба военно-воздушных сил США генерал Карл Спаатс вручил медаль сыну Митчелла — Вильяму-младшему.

 

После этого ситуация изменилась. В 1947 г. конгрессу рекомендовали утвердить состав военно-воздушных сил в количестве 70 авиационных групп, то есть на 15 авиагрупп больше, чем их было в то время. Штаб ВВС просил также увеличить ассигнования на развитие авиации и как можно раньше приступить к выполнению пятилетнего плана закупок самолетов с целью приобретения дополнительного количества современных самолетов. В течение 1948 г. боевой состав военно-воздушных сил возрос с 55 до 60 боевых авиационных  групп. Из них 37 находились в континентальной части США и 23 — на заморских территориях. Численность личного состава возросла более чем на 20 процентов — с 339 246 человек в начале года до более чем 410000 человек в конце года. [1]

21 июня 1948 г. Советский Союз блокировал все железные дороги, ведущие в Берлин. На военно-воздушные силы США была возложена задача снабжения продовольствием и промышленными товарами более 2 500 000 жителей бывшей германской столицы. 18 сентября, в день первой годовщины ВВС США, ежедневный объем воздушных перевозок возрос до рекордной цифры — 5572 т. В дальнейшем этот объем достиг 6000 т. Вплоть до 12 мая 1949 г., когда советское правительство сняло блокаду, в Берлин перебрасывалось по воздуху все, начиная от каменного угля и кончая супом. К этому времени американские самолеты перевезли в город в общей сложности 1 783 826 т грузов.[1]

За 1949 г. численность личного состава военно-воздушных сил США возросла с 412000 до 416000 человек. В августе 1949 г. министерство обороны США объявило о новой программе сокращения вооруженных сил, в результате сократили количество авиагрупп с 54 до 48 и закрыли девять авиабаз.[1] Но начавшаяся 25 июня 1950 года Корейская война вновь привела к бурному росту ВВС США.

Законом о национальной безопасности 1947 г. было организовано министерство военно-воздушных сил, входящее в министерство обороны. Министерство ВВС начало выполнять функциональные обязанности отдельного вида вооруженных сил страны 18 сентября 1947 г. В 1949 г. в этот закон были внесены поправки. По этому закону в министерстве военно-воздушных сил были созданы ВВС США.

Кроме штаба, в состав ВВС по состоянию на начало 50-х годов входили 18 основных командований и один отдельный оперативный орган. Каждое командование выполняет определенные задачи по обеспечению деятельности военно-воздушных сил. Каждое командование выполняет определенные задачи по обеспечению деятельности военно-воздушных сил. Основными командованиями являются:

- Командование противовоздушной обороны — штаб на авиационной базе Энт (штат Колорадо);
- Командование материально-технического обеспечения — штаб на авиационной базе Райт-Паттерсон (штат Флорида);
- Командование по испытанию авиационной техники — штаб на авиационной базе Эглин (штат Флорида);
- Командование научно-исследовательских работ — штаб в Балтиморе (штат Мэриленд);
- Командование по подготовке кадров — штаб на авиационной базе Скотт (штат Иллинойс);
- Авиационный университет — штаб на авиационной базе Максвелл (штат Алабама);
- Континентальное авиационное командование — штаб на авиационной базе Митчелл (штат Нью-Йорк);
- Командование обслуживания штаба ВВС — штаб на авиационной базе Боллинг (Вашингтон, округ Колумбия);
- Военная авиационная транспортная служба — штаб на авиационной базе Андрус (штат Мэриленд);
- Стратегическое авиационное командование — штаб на авиационной базе Оффут (штат Небраска);
- Тактическое авиационное командование — штаб на авиационной базе Лангли (штат Виргиния);
- Военно-воздушная академия — авиационная база Аоури (штат Колорадо);
Служба обеспечения безопасности ВВС — штаб на авиационной базе Брукс (штат Техас);
- Командование ВВС в зоне Аляски — штаб на авиационной базе Элмендорф (Аляска);
- Командование ВВС в зоне Карибского моря — штаб на авиационной базе Ольбрук (зона Панамского канала);
- Командование ВВС в Дальневосточной зоне — штаб в Токио (Япония);
- Командование ВВС в Северо-Восточной зоне — штаб на авиационной базе Пепперелл (Ньюфаундленд);
- Командование ВВС США в Европе — штаб в городе Висбаден (Германия).
- Отдельным оперативным органом является Финансовый центр ВВС в городе Денвер (штат Колорадо). [1]

Как можно понять из этого обширного списка, в состав ВВС США входили командования как по функциональному назначению, так и по территориальному признаку, причём зоны ответственности территориальных командований охватывали практически всё северное полушарие. Для обеспечения действий войск в любой точке земного шара предназначалось тактическое авиационное командование. Его задача - обеспечить действия частей стратегического авиационного командования, а также быть готовым к ведению «войн новых видов» — так называемых «малых» или «локальных» войн, подобных тем, какие имели место в Корее, на Тайване и в Индокитае. Такие войны обычно не охватывают целые континенты, а ведутся в ограниченных географических районах. В таких «малых войнах» и может быть использована «маленькая дубинка» — тактическое авиационное командование.[1]

Офицеры штаба тактического авиационного командования называют стратегическое авиационное командование «большой дубинкой», а тактическое авиационное командование «маленькой дубинкой». Стратегическое авиационное командование (САК) было создано 21 марта 1946 г. на авиабазе Боллинг (округ Колумбия) после реорганизации континентальных ВВС. В его подчинение передали 2-ю и 15-ю ВА, а с 7 июня - и 8-ю Воздушную армию. В состав первой входили истребительные крылья, укомплектованные самолетами P-51D <Мустанг> (всего 81 истребитель), задачей которых было обеспечение прикрытия бомбардировщиков от атак истребителей противника. Ударной силой двух других армий стали девять тяжелых бомбардировочных групп, насчитывавших 148 бомбардировщиков В-29. Из них 30 самолетов были переоборудованы в носители атомных бомб. Общее число персонала САК составило 37092 человека. Первым командующим назначили генерала Георга С. Кенни.

Стратегическое авиационное командование могло быть немедленно использовано для ведения боевых действий в мировом масштабе. С началом войны на САК возлагались три основные задачи: ведение стратегического авиационного наступления с использованием всех имеющихся видов оружия, включая атомные бомбы, с целью уничтожить авиацию противника и предотвратить атомные удары противника по территории Соединенных Штатов и их союзников; замедление продвижения наземных войск противника с целью не допустить разгрома наших союзников; и, наконец, проведение систематических бомбардировок военно-промышленных объектов противника с целью уничтожить в сжатые сроки его военную промышленность. В конечном итоге, воздушная мощь, как об этом свидетельствует стратегическое авиационное командование, — это способность нанести противнику наибольший ущерб посредством воздушных бомбардировок и одновременно лишить противника такой же возможности. В конце 40-х годов САК являлось краеугольным камнем военной стратегии Соединенных Штатов. Помимо высоких тактико-технических характеристик самолетов и боевого мастерства личного состава САК, первостепенное значение имеют еще два фактора: мобильность частей САК и наличие у личного состава практического опыта в ведении боевых действий с баз, расположенных во многих частях земного шара.[1]

В то время характер будущей войны во многом представлялся похожим на характер второй мировой войны. А поэтому ядерное оружие воспринималось главным образом как средство, позволяющее многократно повысить огневую мощь обычного оружия. Практически вплоть до конца 1950-х годов доставку ядерных боезарядов могли осуществлять лишь бомбардировщики (вес ядерного боезаряда составлял около 4-5 т). Поэтому философия применения ЯО формировалась на основе взглядов, превалирующих в ВВС США. В то время американские авиаторы исповедовали так называемую концепцию "стратегических бомбардировок". Основная посылка этой концепции, проистекающая ещё из доктрины Дуэ, состояла в том, что концентрированные бомбардировки крупных населенных пунктов, которые сопровождаются массовыми жертвами среди населения, подавляют волю противника, снижают сопротивление и заставляют его капитулировать на выгодных для США условиях.[2]

Применение ядерного оружия в рамках концепции массированного авиаудара по городам позволяло на несколько порядков повысить огневую мощь бомбардировок. То, что раньше достигалось за счет применения нескольких сотен самолетов и нескольких сотен тонн авиабомб, теперь можно было сделать значительно эффективнее - одним самолетом за один боевой вылет. Это также было подтверждением предположений Джулио Дуэ о возрастающей мощи бомбардировочной авиации. И вот наступил момент, когда количество перешло в качество: один бомбардировщик, одна бомба – один разрушенный город.

Атака ядерным оружием, преследующая цель уничтожить как можно большее количество населения, позднее получила у специалистов по ядерному оружию название "контрценностного" подхода.

В конце 40-х годов контрценностное планирование ядерных ударов против Советского Союза стало не столько целью, сколько отсутствием альтернатив. Бомбардировка объектов на огромной (по сравнению с Германией и Японией) территории СССР представляла серьезную проблему. Необходимой картографической информации у США не было. В лучшем случае, планирование ядерных ударов осуществлялось по германским картам 1941-42 гг, а чаще всего использовались карты, сделанные еще до 1917 г. Было еще одно существенное отличие от кампаний второй мировой войны. Советский Союз обладал мощной противовоздушной обороной, в отличие от ситуации в небе Германии и Японии в 1945 г., где союзная авиация практически не встречала никакого сопротивления. [2]

В 1948 году стратегическое авиационное командование возглавил генерал Кертис Э. Лемэй. В 1943-44 году Лемей отличился, командуя 3-й бомбардировочной дивизией 8-й воздушной армии США в Европе. 29 августа 1944 года Лемей, уже в звании генерал-майора, прибыл в Индию, откуда уже два месяца велись налёты на Японию с применением новейших бомбардировщиков В-29. Операция "Маттерхорн" пробуксовывала – результаты бомбардировок были мизерные, потери бомбардировщиков большие. Уже 8 сентября Лемей лично повел самолеты XX корпуса в налет на металлургический завод "Сева" в Аньшани, Манчжурия. Вообще говоря, военачальникам столь высокого ранга было прямо запрещено непосредственно участвовать в боевых операциях, но Лемей сумел выпросить у генерала Арнольда разовое разрешение. Лемей использовал свой опыт, полученный в Европе и провел коренную реорганизацию 58-го крыла - основного ударного соединения XX корпуса. Уже к ноябрю результаты бомбардировок существенно улучшились. [6]

С зимы 1944-1945 года налёты на японские города велись уже с Марианских островов, к тому времени занятых американцами. В ноябре 1944 года генерал Арнольд и новый командующий 20-й воздушной армией генерал-майор Лорис Норстад получили для ознакомления отчет экспертов по экономике, касавшийся оборонной промышленности Японии. Из отчета следовало, что большинство оборонных предприятий собрано в четырех японских городах: Токио, Осаке, Нагое и Кобе. Причем значительные производственные мощности были рассредоточены по небольшим мастерским, организованным среди жилой застройки указанных городов. Эксперты делали вывод, что бомбардировщики городских кварталов зажигательными бомбами дадут в пять раз больший эффект, чем прицельные бомбардировки промышленных предприятий. В это время генерал Лемей возглавлял 21-й корпус.[6]

Именно в состав 21-го корпуса 20-й армии 26 апреля 1945 года начал передислокацию 509-й авиаполк полковника Тиббетса, которому предстояло в августе сбросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. В июне Лемэй побывал  в Вашингтоне, где с ним обсуждали вопросы доставки бомбы к цели. Вот как отзывается о нём генерал Гровс, руководитель американской атомной программы:

«Лемэй произвел на меня сильное впечатление. Мне было ясно, что это человек исключительных способностей. Наша беседа продолжалась около часа, и мы расстались полные взаимного понимания и доверия. Эти отношения сохранялись на протяжении всей операции и многие годы после нее.»[10]

И вот именно генерал Кертис Э. Лемэй возглавил в 1948 году стратегическое авиационное командование (САК). С присущей ему энергией он превратил стратегическое авиационное командование «в наиболее обученную и лучше всех оснащенную ударную силу дальнего действия в мире, которая способна в кратчайшее время, действуя днем и ночью, обрушить мощный груз ядерного оружия на объекты, расположенные в любой части земного шара».[1]

Уже в конце 1949 года САК имело 840 стратегических бомбардировщиков в строевых частях, 1350 в резерве и свыше 300 ядерных бомб. Уже в 1949 году все истребительные группы, входившие во 2-ю ВА, были перевооружены новейшими реактивными самолетами F-84. С целью увеличения дальности полета бомбардировщиков среднего радиуса действия развертывается большое количество самолетов-заправщиков. Руководство САК считало, что их необходимо иметь из расчета обеспечения дозаправки в воздухе примерно 30% всех имеющихся бомбардировщиков.

Таким образом, к концу 40-х годов ВВС США могли нанести ядерный удар по объектам любой страны земного шара, не меняя аэродромов базирования. Срок на подготовку такого удара измерялся днями, а с переходом на боевое патрулирование в воздухе – часами. Количество имеющихся к этому времени стратегических бомбардировщиков и ядерных бомб позволяли за несколько недель уничтожить промышленный потенциал любой страны. Впрочем, в конце 40-х в США не скрывали, что их противником в будущей войне будет Советский Союз.

 

            В известной книге Николая Николаевича Яковлева «ЦРУ против СССР» 1983 года издания цитируется несколько американских планов нападения на СССР:

«К 1948 году в сейфах американских штабов  скопилось немало  оперативных разработок нападения на Советский  Союз. Как комитет начальников штабов, так и  командующие на  местах  приложили  к  этому  руку.  Например, командующий американскими  войсками  в Европе  Д. Эйзенхауэр оставил в наследство своему преемнику на этом посту план "Тоталити", составленный еще в конце 1945 года. Планы, естественно, обновлялись, однако  всеобъемлющая  подготовка к скорому нападению на СССР последовала за принятием описанных директив СНБ.

     По  приказанию  комитета  начальников  штабов  к середине 1948 года был составлен план "Чариотир".  Война должна была начаться "с  концентрированных налетов с использованием атомных бомб против правительственных, политических и административных  центров, промышленных городов  и избранных  предприятий нефтеочистительной промышленности с баз в западном полушарии и Англии".

     В первый период войны - тридцать дней - намечалось сбросить 133 атомные бомбы на 70 советских городов. Из них 8 атомных бомб на Москву с разрушением примерно  40  квадратных  миль  города  и  7  атомных бомб  на  Ленинград  с соответствующим разрушением 35  квадратных миль.  В последующие за  этим два года  войны предполагалось сбросить еще  200  атомных бомб и 250 тысяч  тонн обычных бомб. Командование стратегической авиации предполагало, что где-то в ходе     этих    бомбардировок    или    после     них     Советский    Союз капитулирует.

     К 1 сентября 1948  года по штабам  соединений  вооруженных сил США  был разослан  план   "Флитвуд"  -   руководство  к  составлению  соответствующих оперативных планов.  Как в наметках "Чариотира",  так  и  в  плане "Флитвуд" признавалось, что с началом войны  Советский Союз сможет занять  Европу.

21  декабря  1948   года главнокомандующий  ВВС доложил  комитету начальников штабов составленный  во исполнение указанных директив оперативный план САК ЕВП 1-49:

     ".. 2. Война начнется до 1 апреля 1949 г.

     3.  Атомные  бомбы  будут использоваться  в  масштабах,  которые  будут сочтены целесообразными...

     32а.  С  учетом  количества  имеющихся  атомных бомб,  радиуса действия союзных  бомбардировщиков,  точности  бомбометания,  мощности  бомбардировок первостепенными  объектами  для ударов с  воздуха  являются  главные  города Советского Союза. Уничтожение их  настолько подорвет центры промышленности и управления  СССР,  что   наступательная  и  оборонительная   мощь  Советских Вооруженных Сил резко снизится...

     в. Планы  объектов и навигационные карты  для операций против первых 70 городов будут розданы по частям  к 1 февраля 1949 г. Имеющиеся навигационные карты  в  масштабе  1:1 000 000  достаточно точны, чтобы обеспечить полет  к любому нужному пункту на территории СССР...

     л. Для первых атомных бомбардировок в  целях  планирования  принимаются возможные потери в 25%  от числа участвующих бомбардировщиков, что совсем не воспрепятствует использованию всего запаса атомных бомб. По мере воздействия атомного наступления на советскую ПВО потери бомбардировщиков снизятся...»

В начале 1949 года был создан специальный комитет из высших чинов армии,  флота и  авиации  под  председательством  генерал-лейтенанта  X.  Хармона, который попытался оценить политические последствия намеченного  атомного наступления с  воздуха  на   Советский  Союз.   11  мая  1949  года  комитет  представил сверхсекретный  доклад  "Оценка  воздействия  на  советские  военные  усилия стратегического воздушного наступлениям".

     "Проблема:   1.   Оценить   воздействие   на   военные    усилия   СССР стратегического  воздушного  наступления  как  предусмотренного  в  нынешних военных   планах,   включая  оценку  психологического   воздействия  атомных бомбардировок на волю Советов вести войну...

     3. План  стратегического воздушного наступления... предусматривает  две отдельные фазы:

     а) первая  фаза: серия  налетов главным образом  с  применением атомных бомб на  70 городов  (командование  стратегической  авиации  ныне  планирует выполнить это за 30 дней);

     б) вторая  фаза:  продолжение воздушного наступления с применением  как атомных, так и обычных бомб.

     Последствия для промышленности:

     ... 9.  Материальный ущерб, гибель людей в промышленных районах, другие прямые и косвенные последствия первой фазы воздушного наступления приведут к снижению промышленного потенциала  СССР на 30-40%. Оно не будет постоянным - либо  будет  компенсировано  советскими  восстановительными  работами,  либо усугубится в зависимости от мощи и эффективности последующих налетов...

     Людские потери:

     ... 11. Первая фаза  атомного наступления приведет к гибели  2 700  000 человек и в зависимости от эффективности советской системы пассивной обороны повлечет еще 4 000 000 жертв. Будет уничтожено  большое количество  жилищ, и жизнь для уцелевших из 28 000 000 человек будет  весьма  осложнена.

     Психологическое воздействие:

     12.  Атомное  наступление  само по  себе  не  вызовет  капитуляции,  не уничтожит  корней коммунизма и  фатально не ослабит советское  руководство народом.

     13. Для большинства советского народа атомные  бомбардировки подтвердят правильность  советской пропаганды против иностранных держав,  вызовут  гнев против  Соединенных Штатов, объединят народ и приумножат  его волю к борьбе. Среди   меньшинства,  размеры которого определить  невозможно,  атомные бомбардировки могут стимулировать диссидентство (в  американских  документах понятие  "диссидент"  впервые  появляется  в  этой  связи) и надежду на освобождение от угнетения. Если перед  диссидентами не откроются куда  более благоприятные   возможности,   эти   элементы   не   окажут   сколько-нибудь примечательного воздействия на советские военные усилия.

     14. В СССР возникнет психологический кризис, который может быть обращен на  пользу союзников своевременным использованием вооруженных сил и  методов психологической войны.  Если мы быстро и  эффективно не  сделаем этого, шанс будет упущен,  и последующая  психологическая реакция Советов неблагоприятно скажется на достижении целей союзников.

     Воздействие  на Советские Вооруженные  Силы:

15. Возможности Советских Вооруженных Сил  быстро продвинуться  в избранные районы Западной Европы, Ближнего и  Дальнего Востока не будут серьезно   расстроены, однако впоследствии будут прогрессивно  убывать". Далее перечисляются  технические аспекты - нехватка горючего, транспортные затруднения и т. д.

     "17. Атомные  бомбардировки  развяжут  руки  всем противникам применять оружие  массового  поражения  и  приведут  к  тому,  что  СССР  прибегнет  к максимальным мерам возмездия, какие окажутся в его распоряжении.

     Общий  вывод:

18.  Атомные  бомбардировки  приведут   к   определенным психологическим  реакциям  и  мерам возмездия, наносящим ущерб военным целям союзников, а их  разрушительные  последствия осложнят послевоенные проблемы. Однако атомное  оружие  - главный компонент военной мощи  союзников в  любой войне против СССР. Он является единственным средством быстро  вызвать шок  и нанести серьезный  ущерб ключевым  элементам советского военного потенциала. Атомные удары, нанесенные в начале войны, значительно облегчат использование других средств  союзной военной  мощи  и  снизят собственные  потери. Полное использование этих преимуществ зависит от быстроты проведения других военных операций  и  мер  психологической  войны. С  точки зрения наших национальных интересов преимущества немедленного применения в войне атомного оружия стоят превыше всего. Должны быть употреблены все разумные усилия, дабы подготовить средства для быстрой и эффективной доставки максимального количества атомных бомб к намеченным целям" [11]

Можно, конечно, поставить под сомнения цитаты, приводимые Н.Н.Яковлевым. Да и сама книга «ЦРУ против СССР» довольно одиозна – в одной из её глав подвергается суровой критике позиция академика А.Д.Сахарова, в другой – разоблачаются козни советских диссидентов, то есть идеологический заказ со стороны советских властей налицо. Тем не менее названия американских атомных планов конца 40-х – начала 50-х и цитаты из них, впервые опубликованные в этой книге, позднее широко разошлись в других публикациях.

 

Попробуем для объективности обратиться к американской прессе. Вот, например, номер журнала Collier's за 27 октября 1951 года. Номер тоже настолько одиозен, что в Интернет-конференциях встречаются сомнения – а не современная ли это подделка? Нет, не подделка – номер был выпущен тиражом 3,8 миллиона экземпляров, и его до сих пор можно купить на Интернет-аукционах. По популярности и направленности Colliers можно сравнить с нашим «Огоньком» тех лет.

На первой обложке сенсационного номера красочная картинка: на переднем плане — солдат американской военной полиции. Мужественное лицо, грозного вида винтовка в руках, белоснежная каска с эмблемами США и ООН. На заднем плане — карта Советского Союза, снабженная недвусмысленной надписью: «оккупировано». И в довершение заголовок: «Предварительный обзор войны, которой мы не хотим. Поражение и оккупация России, 1952—1960».

Специальный номер популярного американского журнала «Кольерс» за 27 октября 1951 г.был посвящен изложению наиболее вероятного сценария будущей мировой войны. На 132 страницах красочного глянцевого издания разместились статьи и очерки, рассказы и рисунки, карикатуры и фотомонтажи. Спецвыпуск имел форму документального репортажа из 1960 года — война якобы уже состоялась, и победивший Запад интенсивно прививает побежденным русским свои ценности…

Над составлением футурологического «Кольерса» в течение 10 месяцев трудился уникальный авторский коллектив: известный историк и политолог Роберт Шервуд, писатели с мировым именем Артур Кестлер и Джон Бойнтон Пристли, крупный экономист Стюарт Чейз, профсоюзный босс Уолтер Рейтер, военный эксперт Хенсон Болдуин, ряд признанных асов американской журналистики. Возглавляла звездную команду сенатор от штата Мэн Маргарет Чейз Смит. «Кольерс» делал акцент на сугубо аналитическом характере своего прогноза, открещиваясь от модной тогда беллетристики на тему ядерной войны. В редакционной статье, открывавшей спецвыпуск журнала, подчеркивалось: «Это описание — не плод легкомысленной фантазии или поспешных предположений. В задачи авторов не входило создание шедевра развлекательной литературы. Наш замысел — трезвый взгляд в будущее». [12]

Вот краткий пересказ одной из главных статей номера: [12]

«10 мая 1952 г. советские агенты предприняли покушение на жизнь югославского лидера маршала Тито. В тот же день в Югославию вторглись войска СССР, Венгрии, Болгарии и Румынии.

Единодушный протест Запада против оккупации суверенной страны был использован Москвой для разжигания глобального военного конфликта. Сталин двинул танки на Западную Европу и нефтедобывающие районы Ближнего Востока. С помощью американских коммунистов советские спецслужбы развернули активную диверсионную деятельность в США.

В ответ Соединенные Штаты, поддержанные большинством членов ООН, решили прибегнуть к ядерному оружию. 14 мая 1952 г. с аэродромов Англии, Франции, Италии, Аляски и Японии поднялись стратегические бомбардировщики Б-36. Они сбросили на Советский Союз первые атомные бомбы. Как утверждало американское командование, удары наносились «исключительно по военным целям».

Бомбардировки советской территории продолжались в течение трех месяцев и 16 дней. Американский ядерный арсенал значительно сократился. Однако ущерба, нанесенного военно-промышленной инфраструктуре СССР, оказалось недостаточно, чтобы остановить Москву.

Советские войска высадились на Аляске, развили наступление в Западной Европе и на Ближнем Востоке. Параллельно СССР нанес атомные удары по глубоким тылам противника. Советские бомбардировщики Ту-4 атаковали Лондон, Нью-Йорк, Детройт, ядерный центр в Ханфорде (шт. Вашингтон). Причем горючего «сталинским соколам» хватало лишь на то, чтобы долететь до цели…

Хотя атомный потенциал СССР намного уступал западному, результаты советских бомбардировок были ужасающими. Гражданская оборона в США оказалась совершенно неэффективной, что привело к бесчисленным человеческим жертвам. Несколько лучше обстояло дело в британской столице. Лондонцам помог опыт, приобретенный во время налетов Люфтваффе в предыдущую войну.

Францию, Италию и другие страны континентальной Европы советская авиация не бомбила. Кремль рассчитывал в скором времени занять их и привести к власти местных коммунистов. Осенью 1952 г. именно европейский театр военных действий приковал к себе всеобщее внимание. Пытаясь сдержать вражеский натиск, США и их союзники сделали ставку на тактическое ядерное оружие. Атомная артиллерия Запада причинила противнику серьезный урон. К началу 1953 г. наступление Советской Армии в Европе было остановлено.

Потерпев неудачу на европейском фронте, Советы предприняли еще одну ядерную атаку против Соединенных Штатов. Черным днем Америки стало 10 мая 1953 г., когда атомная бомба поразила Вашингтон. Одновременно советские субмарины нанесли ракетные удары по городам восточного побережья США.

В порядке возмездия американское командование решило подвергнуть атомной бомбардировке столицу СССР. Вражеская авиация заблаговременно раскидала над Москвой предупредительные листовки. Однако власти с помощью внутренних войск пресекли массовое бегство мирных жителей из города.

В полночь 22 июня 1953 г. американская атомная бомба была сброшена на Москву. Как отмечалось в рапорте, составленном командиром бомбардировщика, смертоносная вспышка осветила ночное небо подобно «гигантской паяльной лампе». Весь центр города, включая Кремль, Красную площадь и собор Василия Блаженного, был уничтожен.

Бомбардировка Москвы имела главным образом морально-психологический эффект. В военном отношении куда более результативной оказалась высадка американского спецназа на Урале. Понеся огромные потери, «коммандос» тем не менее смогли выполнить свою миссию — вывести из строя важнейшие ядерные объекты Советов.

К 1954 г. советская военная мощь была подорвана. Запад окончательно захватил стратегическую инициативу в свои руки. Войска США и их союзников перешли в наступление по всем фронтам.

На фоне тяжелых поражений советского оружия в СССР произошел государственный переворот. Сталин был отстранен от власти; его место занял глава МВД Лаврентий Берия. Но уже ничто не могло спасти обреченную коммунистическую диктатуру. Западные армии успешно продвигались вперед. Тысячи русских эмигрантов, забрасывавшихся в СССР на парашютах, проводили акты саботажа и диверсий. Массовые волнения вспыхнули в ГУЛАГе. Наибольший размах имело восстание на Колыме, приведшее к провозглашению единственной в своем роде Автономной Республики Зэков.

В 1955 г. боевые действия завершились. Советский Союз был разбит. Режим Берии пал. Западные войска оккупировали территорию СССР и его сателлитов. Штаб оккупационных сил разместился в Москве.»

 

            Таким образом, угроза Третьей Мировой войны между США и СССР в те годы была настолько реальной, что её сценарии открыто печатались в популярных журналах. И главной ударной силой в предстоящей войне должны были стать межконтинентальные бомбардировщики с атомными бомбами, которые отменяли само понятие «тыл» - каждый город, каждый объект мог подвергнуться атомной бомбардировке.

 

1. Брофи А. Военно-воздушные силы США. — М.: Воениздат, 1957

2. Мясников Е.В. Принципы планирования ядерных операций. Лекция в МФТИ 15 октября 2003 г.

3. Черток Б.Е. Ракеты и люди. 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. Глава «На Тюрингию».

4. www.airwar.ru Глава «Bell X-1 Экспериментальный самолет»

5. www.airwar.ru Глава «Convair (Consolidated) B-36 Peacemaker»

6. www.airwar.ru Глава «Boeing B-29 Superfortress»

7. www.airwar.ru Глава «Boeing B-50 Superfortress»

8. www.airwar.ru Глава «Boeing B-47 Stratojet»

9. www.airwar.ru Глава «North American B-45 Tornado»

10. Гровс Л. Теперь об этом можно рассказать. — М.: Атомиздат, 1964.

11. Н.Н.Яковлев. «ЦРУ против СССР». М., изд. "Правда", 1983 г.

12. ВОЙНА, КОТОРАЯ НЕ СОСТОЯЛАСЬ Михаил Дубинянский «Зеркало недели» №45, 22 ноября 2003  http://zn.ua/articles/37323

 

 

 

Обложка журнала Collier's за 27 октября 1951 года

 

 

По сценарию журнала, в полночь 22 июня 1953 г. американские

атомные бомбы были сброшены на Москву.

 

 

Линия сборки бомбардировщиков B-29 на заводе Boeing:

http://www.wingsoverkansas.com/legacy/article.asp?id=938


 

Бомбардировщики B-29 (слева) и B-36 (справа):

http://voinanet.ucoz.ru/index/convair_b_36/0-8447

 

Предисловие Следующая глава Оглавление

На главную страницу