Предыдущая глава Следующая глава Оглавление

На главную страницу

 

Глава 15.

658 зенитный ракетный полк особого назначения (с.Рогачёво).

 

            В состав 1-й Армии ПВО особого назначения входило 4 корпуса ПВО особого назначения. В составе каждого из четырёх корпусов было 14 полков, расположенных как на ближнем, так и на дальнем кольце. Каждый полк был самостоятельной войсковой частью с пятизначным номером. В сеансах связи применялись позывные полков, которые представляли из себя абстрактное слово, но в присвоении позывных была определённая система – позывные полков дальнего (внешнего) кольца начинались с букв первой половины алфавита, позывные полков ближнего (внутреннего) кольца – с букв второй половины алфавита. Позывные по алфавиту присваивались полкам по направлению против хода часовой стрелки. В состав 10 корпуса ПВО входило 14 полков – 5 полков на ближнем кольце и 9 полков на дальнем кольце.

Полки ближнего кольца:

- в/ч 51851, 624 ЗРП, «Паровой»

- в/ч 51890, 566 ЗРП, «Пиала»

- в/ч 61941, 632 ЗРП, «Сочельник»

- в/ч 71576, 610 ЗРП, «Тобол»

- в/ч 62845, 584 ЗРП, «Хатка»

            Полки дальнего кольца:

- в/ч 92585, 554 ЗРП, «Абитуриент»

- в/ч 83571, 748 ЗРП, «Башенка»

- в/ч 86611, 722 ЗРП, «Взнос»

- в/ч 71548, 644 ЗРП, «Завуч»

- в/ч 92598, 658 ЗРП, «Каплун»

- в/ч 92924, 706 ЗРП, «Кенгуру»

- в/ч 86613, 678 ЗРП, «Комитет»

- в/ч 92881, 789 ЗРП, «Малинка»

- в/ч 71383, 713 ЗРП, «Макуха»

            Штаб 10 корпуса ПВО ОН – в/ч 52116, «Затвор» - находился на окраине города Долгопрудный, между Савёловской железной дорогой и Дмитровским шоссе, рядом с деревней Грибки.

            В неофициальных разговорах полки часто называли по названиям ближайших населённых пунктов. Например, в/ч 92585 «Абитуриент» называли Загорским полком, так как он находился недалеко от города Загорск. Соответственно, в/ч 92598 «Каплун» был Рогачёвским полком, а в/ч 86613 «Комитет» - Клинским. В/ч 86611 «Взнос» называли Ковригинским – ближайшей была деревня Ковригино. В/ч 92924 «Кенгуру» называли Покровским полком – по названию расположенного неподалёку села Покровское. А вот рядом с в/ч 83571 «Башенка», расположенной в 25 км от Загорска в сторону Дмитрова, никаких населённых пунктов не было, и поэтому даже в неофициальных разговорах эту часть называли связным позывным.

            Каждый полк состоял из трёх охраняемых объектов, находящихся на расстоянии 2-3 км друг от друга и соединённых между собой и с кольцевой дорогой бетонными подъездными путями. Это были стартовый дивизион, радиотехнический центр (РТЦ) наведения и жилой городок полка. Так как назначение и состав оборудования объектов были одинаковыми, и строились они в одно время, то в целом объекты разных полков должны быть похожими друг на друга. Но ландшафт Подмосковья внёс свои коррективы. В секторе 10 корпуса проходит Клино-Дмитровская гряда, оставленная много тысячелетий назад ледником. Это создало серьёзные трудности при строительстве, в первую очередь, стартовых позиций. Ровная лесистая местность в окрестностях Княжевского полка (в/ч 71548), расположенной севернее Клино-Дмитровской гряды, позволила построить стартовые позиции классической конфигурации – прямая центральная дорога и по 10 поперечных проездов слева и справа от неё, с внешней стороны соединённые обводной дорогой. Классическую конфигурацию имели стартовые позиции соседнего, Рогачёвского, полка – в/ч 92598, но они построены на болоте. А вот стартовые позиции следующего полка, Покровского, в/ч 92924, построены на холмистой местности Клино-Дмитровской гряды и пересечены лесным ручьём, поэтому их планировка сильно отличается от классической. Кроме того, стартовые позиции, РТЦ и городок Покровского полка (в/ч 92924), в отличие от других полков 10 корпуса, расположены не с внешней стороны бетонного кольца (А108), а с внутренней.

Огромные трудности, выпавшие на долю строителей объектов, хорошо понятны при осмотре стартовых позиций полка в/ч 83571 «Башенка»: слева от центральной дороги идут обычные поперечные проезды к пусковым установкам, а справа от центральной дороги – склон оврага глубиной почти 10 метров. Правая часть стартовых позиций смещена вперёд, а под центральной дорогой, пересекющей овраг, проложена водопропускная труба. В связи с этим на дивизионе отсутствует 6-й взвод – в составе второй батареи всего четыре взвода, начиная с 7-го, а 10-й взвод расположен не справа от центральной дороги, а слева в конце дивизиона, за 5-м взводом. Нумерация взводов привязана к нумерации каналов наведения на станции Б-200. Таким образом, на стартовом дивизионе  748 ЗРП (в/ч 83571, «Башенка») девять взводов, а не десять, как обычно.

 

Вспоминает подполковник Костин Александр Дмитриевич, ветеран в/ч 71548:

«Я с Башенки ушёл в 1975-м году, в декабре. Там слева первая батарея, а вот справа на второй батарее 6-го взвода нет. Вот тут, перед дивизионом,  речка течёт. Слева  группа ТО, а справа овраг, и вот туда она как раз уходит. Лоси вовсю ходили.

6-го взвода не было, там вместо него откос. А потом шли 7-й, 8-й и 9-й. А 10-й был за 5-м взводом. Но организационно он относился ко второй батарее. Автопарк у меня был в группе ТО, а вот тут дальше заправочная станция на дороге - площадки номер 9 и номер 4ге. А посередине дивизиона была секретная часть, дежурными были  3-й и 7-й взвод. На 3-м взводе вторую дорогу нельзя было напрямую до центральной проложить, там что-то мешается – болото какое-то или чего, сейчас не помню. Она там поворачивает на первую дорогу».

 

Не меньшие трудности пришлось преодолевать и строителям стартовых позиций Ковригинского (в/ч 86611) полка. Там центральная дорога отсутствует, и уже в районе 4-го бокового проезда стартовые позиции разделяются на две независимые части. А на месте центральной дороги протекает лесной ручей, который после весеннего таяния снега превращается в небольшую речку.

На дивизионах всех полков на каждые 6 пусковых установок приходился бетонный бункер управления. Поскольку эти 6 пусковых установок и бункер обслуживал один взвод, то бункер ещё называли взводным. Как правило, бункер управления располагался между поперечными проездами, на которых находились пусковые установки. Бункер имел два входа, ведущие в сквозной коридор. Из коридора дверь вела в оперативное помещение, в котором находился пульт ЧП. Из оперативного помещения ещё одна дверь вела в помещение, где находились секции распредустройства на 6 КВ. С каждой из пусковых установок бункер управления был соединён сигнальными и силовыми кабелями. Все кабели были выполнены в свинцовой оболочке, покрытой бронёй из стальной ленты. Вокруг бункера управления на некотором удалении по периметру были сделаны дренажные канавки. Все бункера на стартовой позиции одного полка были одинаковые. Но в разных полках устройство бункеров управления отличалось. Например, бункера управления на стартовых позициях Рогачёвского (в/ч 92598) и Княжевского (в/ч 71548) полков имели сквозной коридор, оперативное помещение и распредустройство 6 КВ, а в бункерах управления на стартовых позициях Покровского (в/ч 92924) полка и на Башенке (в/ч 83571) было ещё одно помещение – с другой стороны сквозного коридора, оно использовалось для размещения боевых расчётов. Стартовое оборудование на стартовых позициях всех полков 25-й Системы было одинаковым. Во время строительства стартовые позиции в целях маскировки называли «выгон», это название использовали и в дальнейшем. Организационно стартовые позиции назывались дивизионом, причём до 1960 года дивизион именовался «артиллерийским».

 Группа технического обеспечения (ГТО) находилась в начале дивизиона, ближе к РТЦ. Так было во всех полках и связано это с тем, что после старта ракеты склонялись по направлению от РТЦ, и чтобы сбрасываемые газовые рули (на поздних модификациях ракет газовые рули уже не сбрасывались) не попали на территорию ГТО, она и была размещена в начале дивизиона. На территории ГТО находилась бетонированная площадка для техники, бокс для тягачей и здание пункта проверки ракет (ППР). Здания ППР (320-е здание) строились во всех полках в одно и то же время – в 1955 году, и выглядели одинаково.

Организационно каждый зенитный ракетный полк 25-й Системы состоял из управления, огневого дивизиона, радиотехнического центра и подразделений обслуживания. Управление полка:

- Командир полка;

- начальник штаба полка;

- Замполит;

- Зам.по вооружению;

- Зам.по тылу;

- Партком;

- комитет ВЛКСМ;

- Зав.клубом;

- Оперуполномоченный КГБ;

- Нач.связи;

- Начальник продвещ.службы;

- Начальник автослужбы;

- Главный инженер части;

- Главный энергетик части;

- Начальник хим.службы;

- Начальник мед.службы;

- Начальник финчасти;

- Начальник квартирно-Эксплуатационной службы;

- Начальник физической подготовки и спорта.

 

Дивизион состоял из управления, первой батареи, второй батареи и группы технического обеспечения (ГТО):

- управление – командир дивизиона, нач.штаба дивизиона, замполит дивизиона, зампотех, электрик дивизиона;

- батарея – командир батареи, зампотех батареи, пять огневых взводов;

Численность каждого взвода составляла 17 человек: 4 расчёта по 3 человека, 3 сержанта, электрик и командир взвода.

 В состав группы технического обеспечения входили пункт проверки ракет (320-е здание), автовзвод, заправочная станция (9-я площадка – заправка окислителем, 4-я площадка – заправка горючим).

 

Радиотехнический центр организационно состоял из управления и пяти групп:

- управление - командир РТЦ, нач.штаба РТЦ, замполит РТЦ;

- 1-я группа – координатная система и блоки выработки команд;

- 2-я группа – передатчики и приёмники;

- 3-я группа – группа боевого управления;

- 4-я группа – система передачи команд;

- 5-я группа – энергообеспечения (дизельная электростанция).

            Одно время существовала 6-я группа – вентиляторная, но затем её объединили с 5-й группой.

 

К подразделениям обслуживания относились клуб, санчасть, хозяйственный взвод и другие подразделения.

 

Планировка и состав оборудования станций наведения ракет в разных полках также были одинаковыми. Если отличия и существовали, то они не влияли на работу станции. Например, вентиляционные шахты станции Княжевского (в/ч 71548) полка заметно отличались от вентиляционных шахт станций других полков. Одинаковыми были и здания склада ЗиП, расположенные на территории радиотехнического центра. А вот будки для оборудования проверочной вышки СМ-93 строились чуть позже и в разных полках выглядели по-разному, одинаковым был лишь размер – примерно 3 на 3 метра. Оборудование, разумеется, было одинаковым.

 

            Стартовые позиции в/ч 92598 были построены между деревней Василёво и посёлком Луговой. На этом месте раньше были колхозные сенокосы и проходила дорога Рогачёво – Николо-Пешнорский монастырь – Куликово. По плану получалось, что стартовые позиции должны находиться на месте дороги, поэтому при строительстве объектов полка дорогу пустили в обход, и на карте она образует характерную скобку. Стартовые позиции находятся на территории поймы реки Яхрома, которая заливается весенним паводком. Поэтому при строительстве пришлось выкопать дренажные канавы, по которым вода отводилась в русло реки Яхрома. Строительство объектов полка совпало с работами по осушению и мелиорации поймы Яхромы. Заезд на дивизион был сделан с шоссе Дмитров-Рогачёво.

            Радиотехнический центр в/ч 92598 построили на окраине деревни Подвязново. Эта местность возвышается над поймой, что впоследствии позволило сократить высоту нижней границы зоны поражения до 300 метров, а фактически – до 50 метров, что было проверено во время учений на реальных самолётах. Заезд на территорию РТЦ также сделан с шоссе Дмитров-Рогачёво, до которого от КПП РТЦ всего метров 300. По периметру территории РТЦ из соображений маскировки были посажены деревья, которые при взгляде с воздуха или из космоса образуют правильный квадрат с небольшим выступом в сторону стартовых позиций. От РТЦ до стартовых позиций примерно 2 километра. Но между ними протекает набольшая речушка, которую во время строительства называли Дурач, а в разговорах – Дурочка. Сейчас она называется Лбовка.

            Городок в/ч 92598 находится метрах в 50 от шоссе Дмитров-Рогачёво, примерно в 2 километрах от центра Рогачёво в сторону Дмитрова. Пока не выросли деревья вдоль шоссе, городок был прекрасно виден из проезжающих машин. А когда в начале 60-х годов стали строить многоэтажные дома на улице Мира, то границы села Рогачёво почти приблизились к военному городку.

            Все три объекта полка  - стартовый дивизион, радиотехнический центр и городок – были огорожены и охранялись. Но дороги между ними, а также подземные кабельные линии связи и электроснабжения проходили на неохраняемой территории.

            Электроснабжение боевых объектов и городка полка осуществлялось от электроподстанции Мосэнерго 35кВ/6кВ, которая находится южнее деревни Подвязново, на окраине деревни Микляево, примерно в 2 километрах к юго-востоку от РТЦ. От подстанции силовой кабель 6кВ идёт на РТЦ в распределительное устройство в помещении станции, а уже оттуда два кабеля 6кВ идут на стартовый дивизион, и один кабель 6кВ – на подстанцию в городок. При боевой работе электроснабжение станции наведения и стартового дивизиона осуществлялось от дизель-генераторов, которые находились в помещении станции. В случае необходимости эти генераторы могли питать и подстанцию городка, что делало полк полностью автономным. Подстанция в Микляево подчинялась Мосэнерго, но основным потребителем был полк, и поэтому у оперативного дежурного полка была прямая телефонная связь с диспетчером подстанции.

            На объектах полка также были собственные источники воды. В городке была артезианская скважина и насосная станция. А на территории РТЦ и на дежурных взводах дивизиона были колодцы с питьевой водой. Для проверки качества воды регулярно приглашались специалисты из Дмитровской санитарно-эпидемиологической станции.

            В начале 60-х годов рядом с позициями полка поставили дивизион низковысотноно ЗРК С-125. Он находился на поле рядом с деревней Поздняково, примерно в 2 километрах севернее Рогачёво. С ним была проводная и радиосвязь, но специальной дороги не было – ездили по обычной дороге через Рогачёво.

            После завершения строительства войсковых частей С-25 в Дмитровском районе все они были связаны с Дмитровом автобусным сообщением. В городок в/ч 71548 («Завуч») можно было добраться на автобусе №25 Дмитров-Княжево. До городка в/ч 86611 («Взнос») в Ковригино ходил автобус №26, причём сначала он ходил только до поворота на Ковригино, откуда до городка идти пешком ещё минут 10-15. Характерные поперечные термошвы бетонки и поныне проступают через асфальт в морозную погоду, и отчётливо видны из окна рейсового автобуса. А вот дальше - до Ольявидово и Кикино - автобус стал ходить позднее, когда построили продолжение дороги. До городков полков «Сочельника» (Белый Раст) и «Пиалы» (Дубровка), расположенных на ближнем кольце А-107, можно было добраться на автобусе от станции Икша. Но эти автобусы ходили редко, и офицеры, служившие на «Сочельнике», ходили до станции Икша пешком – напрямую это примерно 10 километров. К «Пиале» ближайшая железнодорожная платформа – Морозки, а от неё электричкой уже можно добраться до Дмитрова, Долгопрудного или Москвы.

            В плане общественного транспорта (а личный автотранспорт тогда был очень редок, мотоциклы, а тем более автомобили у офицеров стали появляться только в конце 60-х – начале 70-х годов) по сравнению с другими полками 10 корпуса ПВО ОН В/ч 92598 «Каплун» была в самом выгодном положении. Автобусное сообщение по маршруту Дмитров-Рогачёво началось 1 мая 1948 года. [1] Кроме того, из Рогачёво как центра Коммунистического района ходил прямой автобус в Москву – до Белорусского вокзала. Его конечная остановка была на площади рядом с церковью.  В 1957 году Коммунистический район упразднили, и село Рогачёво вошло в состав Дмитровского района, но автобус до Белорусского вокзала продолжал ходить и в 60-е годы.

 

            Вспоминает подполковник Буров Анатолий Григорьевич:

«Когда я начинал службу в Рогачёво – ни дорог, ни этих ответвлений для пусковых установок не было. Строители делали отсыпку дорог, а мы контролировали – как бетонировали, как подушку песчаную делали. Да  нас хоть там и заставляли контролировать, два или три раза мы только туда дошли. Там Лёша, забыл его фамилию, взял и лопатой или чем-то там ещё, пока не застыл бетон, ковырнул  и отколол кусок бетона от дорожного покрытия. Ну там где-то 25 сантиметров. Доложил командиру, командир, значит, шум поднял. Нас тогда и вообще не стали заставлять контролировать. Ну вообще-то когда мы приехали, там собаки с заключёнными были. И поэтому чтобы мы не встречались с ними, не контачили, нас не пускали даже контролировать. Мы знаем, что они делают для нас эти дороги, бетонируют эти пусковые установки. А потом приехали монтажники, они же не за один год всё смонтировали -  53-й и, наверное, 54-й год монтаж шёл.

К тому времени в часть личный состав уже стал поступать. А если люди пришли – ты с утра до вечера в казарме. Боевая и политическая подготовка, физическая, строевая, уставы - это всё в городке. А на огневой позиции уже шёл монтаж электрооборудования. Стартовое оборудование было установлено, забетонировано, отлажено всё. Потом, когда пульты ЧП в каждом бункере были подсоединены и на распредустройства 6 киловольт в каждый бункер было подано - всё, монтажники уехали.

С самого начала командиром дивизиона был подполковник Никольчук, Герой Советского Союза. Командиром первой батареи стал Березенко, уже покойный, командиром второй батареи - Никишин, тоже покойный уже. А потом уже стали другие, помоложе уже.

На дивизионе сначала были только взводные бункера и одно здание рядом с первым взводом, в котором была секретная документация. И было ещё здание в конце дивизиона, рядом с пятым взводом. Там развилка центральной дороги идёт, и получается такой треугольник. И вот на этой развилке налево поворачиваешь, и на уровне пятого взвода было это здание, не на территории взвода, а на этом треугольнике. Там был склад ЗиП для пусковых установок – всякие там гайки, прокладки и прочее. Потом уже, когда завезли боевые ракеты, в этом здании сделали караульное помещение, а склад ЗиП перенесли уже на станцию, на территорию РТЦ. И мы все запчасти – гайки, шплинты, краски в основном, растворители брали на станции. А этот склад ЗИП на дивизионе оставили как караульное помещение. Но сначала, в 54-55 годах, боевых ракет у нас не было, только учебные.

Сначала территория охранялась по периметру. И у нас там так построено было, что огневая позиция перерезала дорогу от Рогачёво на Луговой, где дом инвалидов, и дальше, на Куликово. Ну и жители местных деревень плевать на это хотели! Они так и ходили напрямую, как привыкли. Но тогда никаких ракет ещё не было, а просто огороженная территория была, да хреново огороженная. Ну они через это ограждение и лазили. Вот вначале я нёс службу и задерживал этих жителей, которые ходили из Рогачёво в Луговой. Помню, были разговоры, захватили там двух человек, привели в часть, ну их отпустили. Ну а потом я не слышал, чтобы задерживали. Потом был случай, что один часовой справа, со второй батареи, применил оружие. Тут рядом с огневыми позициями со стороны Лугового росли какие-то деревья, как лес. И вот лось! Но так как огорожено было колючей проволокой, он не мог проникнуть внутрь огневой позиции. Но он там шарахался, и часовой кричит, как положено: «Стой! Кто идёт?» А он что, ответит, что ли? Не человек ведь. Застынет, потом опять ворочается. Часовой снова: «Стой! Кто идёт?» А он напролом полез, видно. Часовой бабахнул. И потом ко мне Вовка Кавун подходит, тоже командир взвода был: «Тебе мясо надо?» Кусок мяса дал мне. Это шито-крыто было. Не знаю, командир части знал или нет. Но там же ЧП, а патрона-то нету. Куда делись патроны – надо объяснять. Может, и командиру части мяса дали, чтобы всё это замяли.

 А потом построили пункт проверки ракет и гараж для заправщиков. Это вот здесь, перед первым взводом, как КПП на дивизион пройдёшь – сразу налево. У нас были смонтированы на автомобильных шасси заправщик окислителя и заправщик горючего. Был компрессор, который накачивал в автопилот 150 атмосфер и в двигательную установку 350 атмосфер, это для 207-й ракеты. Вот это три основных у нас боевых единицы – заправка горючим, окислителем и воздухом. И четыре тягача. Здесь вот бокс тягачей, заправщик горючего, окислителя, поливо-моечная машина. А компрессор был в пристройке пункта проверки ракет. Ещё был бульдозер, его Никольчук модернизировал, нож-то маленький, а он его в три раза больше сделал, так что он пройдёт один раз – и дорога вся чистая, за один проход. Так приходилось три, а то и четыре раза ему кататься, а тут один раз пройдёт – весь снег сдвинет. И ещё был кран.

С краном, помню, история была. Командир дивизиона подполковник Никольчук, Герой Советского Союза, проводил с нами занятия - болванку-имитатор перегрузить с одного прицепа на другой. Ну болванка в центре маленького диаметра, а чтобы создать имитацию 650 мм – диаметр ракеты, были кольца. И вот за эти кольца зацепили траверзу, траверзу к крану, привязали, конечно, расчалки, подняли, а она пошла играть, крен. Это было на 6 взводе, на 2 дорожке. Господи! Никольчук кричит: «На помощь!» - и мы все, человек 5, наверное, повисли на расчалках. А она тихонечко всё равно нас поднимает. Подняла! Всё, Никольчук командует: «Бросай верёвку!» И мы все поняли – сейчас она бабахнется, и отскочили. И она в это место – шарах! Это после крена с траверзы она соскользнула, с этих ложементов, и юзом пошла сразу, и бабахнула.

Единственное, что хорошо – он принимает зачёты от нас. А мы ж прошли школу, нас учили – как, чего. Никольчук берёт эти инструкции, на синьке были тогда, читает вопрос: «Из чего состоит головной отсек ракеты 207А?» Ну и там описано, он читает, а я должен рассказать. Ну вот мы прикалывались. Конечно, им, фронтовикам, освоить устройство ракеты, а тем более наведение её на станции … На станции фронтовиков даже не было, ни одного. Вот в дивизионе там они занимались с нами.

А в конце дивизиона, за десятым взводом, соорудили стрельбище. Бульдозером рыли, а Никольчук командовал. Я тогда как раз был вместе с ним. А там вот так кабель силовой шёл с пятого на десятый взвод, и когда рыли – бульдозером подцепили. Я когда увидел, я заорал как резаный. Ну Никольчук командует: «Стой!» Я говорю: «Убрать бульдозериста!» И тот как будто почувствовал – смотался. И когда я, заикающийся, ему рассказал, этому фронтовику, подполковнику, командиру дивизиона, что там шесть тысяч вольт, тогда он прекратил все работы, нас отвёл и дальше я не знаю, что там было. Меня убрали, и бульдозериста… Конечно, сняли напряжение, электрики по новой этот кабель уложили. А уже потом там так и сделали стрельбище, там стреляли.

У солдат тогда автоматы были, ППШ. И мы тоже стреляли, у нас даже зачёты какие-то принимали. Нет, он хреново стреляет, из него так тяжело попасть. Бах, бах – мимо, двойка.  Никольчук, командир дивизиона, он же с этим автоматом-то войну прошёл, командует: «А! Дай автомат!» Стоя – мимо. Ложится – хреново, но попал. Конечно, сколько он из этого автомата стрелял, а мы-то чего! В год три патрона, и то на инспекторской проверке.

А тренировка расчётов только на огневой позиции. Взвода из городка строем на огневую позицию по тропинке. Прибываем каждый на огневую позицию и в каждой батарее имелись отведённые учебные точки с учебными ракетами. И один взвод отзанимается, второй, третий – так все взвода проводили боевую службу. Да, инструкции у нас были, такие подшитые. Видно, их отпечатали на чём-то, на синьке какой-то. «Инструкция 40». Мы «сорок сороков» называли её. И вот в этой инструкции описывается техническая часть, техника безопасности, электрооборудование, радиоуправление – в таком объёме, который нам положено знать. Это для офицеров. Кроме того, как въезжаешь на дивизион, тут слева здание было, там секретная часть. И там были уже более толстые пособия. Я, помню, занимался-занимался, кончил занятие, одно пособие оставил на столе, и ушёл в городок с солдатами. И рванул назад, нашёл. Вот такая штука, ё-ё-ё! Секретчик говорит: «Ты будешь сдавать-то?» Я ж действительно не сдал. Вот такая литература выдавалась по подъёмному устройству, по силовому шкафу, по ракете, по радиоуправлению, по двигательной установке, по стартовому оборудованию – это подъёмник, стол, силовой шкаф, и отрывной штекер. Схемы электрические, всё это. И там же, в этой секретной части, была литература для подразделений пункта проверки ракет. Там было два расчёта, они тоже приходят в эту секретную часть, набирают свою литературу и у себя на ППР тоже занимаются.

У нас во взводных бункерах два выхода было - потому что расчёт бежит либо на эту дорожку, либо на эту. Ну а на дежурных взводах расчёты бежали из домика. В бункере дежурил либо оператор, либо электрик – один человек. Командир взвода тоже с личным составом в домике. А в боевой обстановке предполагалось, что личный состав в бункере будет находиться. В коридоре (смеётся). В помещении посередине пульт ЧП, вокруг пульта ЧП можно пройти. Дверь в распредустройство, там очень мало места. Это предполагалось, что на время пуска ракет, на время бомбёжки укрытие, как бомбоубежище. Во время пуска аварийный старт – где находиться личному составу? Бункер для этого предназначался. Вот почему бункер был такой сделан.

Теперь пульт ЧП. С пульта ЧП, с этих шести блоков кабели шли на клеммник, гитару, всё это в контрольный кабель, и этот контрольный кабель уходил на станцию – по нему идёт команда «Пуск», «Подготовка», «Готовность к пуску», «Ракета ушла со стола». И так с десяти бункеров десять кабелей, с каждого бункера. И силовой кабель  6 киловольт со станции шёл. Как они шли в траншеях – я не знаю, но звоню на станцию: «Коля Баскаков! Нет у меня от тебя сигнала!» У меня с ним и связь, и управление, и сигнализация. У меня ракета подготовлена, а у него сигнала о готовности нету. Ну и как искать? Он говорит: «Сейчас я посмотрю. У тебя какие клеммы?» Ну чтобы быстрее найти неисправность, я списываю номер клеммы по маркировке и сообщаю: «Коль, вот у меня выход к тебе на таких-то клеммах». А ведь маркировка как – вход и выход цифрами одинаковыми. Только буквы – у меня выход, а у него вход, буквы разные, а номера клеммы одинаковые. И уже, если не проходит сигнал подготовки, то я ему сообщаю, какой у меня выход, а он там приходит к себе и проверяет – ага. А схемы, литературу, в секретной части беру. Там монтаж этот есть, я смотрю – ага, по подготовке у меня такие-то выходы. Вот так мы выходили из положения.  Мы с каждого бункера восстанавливали неисправности по каждому кабелю. Вот какая была силовая и контрольно-управляющая схема по кабелю огневой позиции со станцией. Это я тебе как зампотех дивизиона и батареи докладываю. Но такое случалось редко, очень редко. Вот за всю мою службу, считай за 8 лет, как я с командира 6 взвода стал зампотеха батареи, то у меня такое случалось не больше трёх раз».

 

Вспоминает житель деревни Василёво Старовойтов Владимир Егорович:

«Я призывался в августе 55-го, а демобилизовался в октябре 58-го. Нас из Сибири сюда 50 человек привезли. Но в эту часть, в Рогачёвскую, номер 92598,  попало только 12 человек, а остальных по другим частям раскидали. Нас эшелоном везли  до Москвы, везли 16 суток. Вот считай, 27 августа, в 7 часов 10 минут вечера, как я помню, до Тайги доехали пассажирским, и пересадку до Новосибирска. В Новосибирск приехали  - сутки на пересыльном, потом в пятьсот весёлый посадили, и вот где-то числа 15 или 16 в часть нас привезли. Нас привезли в Москву на сортировочную, а там уже были покупатели.

            Как в часть привезли - карантин три месяца, потом присяга, а потом распределяли – кого в Подвязново на станцию, кто сюда по батареям. А нас три месяца держали, в карантине были. Стрельбище всё строили, дерном выкладывали, выкапывали, делали. Это где пятый и  десятый взвод, прямо по центральной дороге и в угол. Там на левой стороне стоял склад, караульная была. Сначала ЗИП был, потом караульную сделали. А правее стрельбище было. В самый конец части, к проволоке ближе.

В городок сразу как в КПП входишь - налево тут была санчасть, гауптвахта, второй был штаб, третья казарма была – половина РТЦ занимали, вторая половина – там клуб был, потом офицерская столовая. Туда дальше, в сторону Рогачёва, были солдатская столовая и две деревянные щитовые казармы дивизиона. А дальше стадион. А, ну ещё хранилища были.

Я служил в десятом взводе, во второй батарее. Номером расчёта, рядовым. Десятый  взвод – это самый последний. Когда пришёл, всё уже было - и подъёмники, и всё боевое оборудование.

Как служба проходила? Служба нормально. Она тогда засекречена была, в то время. Тогда подписку давали на 50 лет. У нас особняки менялись через 3-4 месяца, в то время. Смотришь – то в такой форме, то в такой форме особняк.  Я при Тарасёнке пришёл служить, а при Егорове демобилизовывался».

 

1.«Автоколонне №1784 – 60 лет». «Дмитровский вестник» №127 (14143) от 23 октября 2007 года.

 

Последнее редактирование 7.11.2016

 

 

Стартовые позиции 748 ЗРП, в/ч 83571, «Башенка»:

 

Стартовые позиции 706 ЗРП, в/ч 92924, «Кенгуру»:

 

Объекты 658 ЗРП, в/ч 92598, «Каплун». Цифрами обозначены:

1 – радиотехнический центр;

2 – стартовые позиции;

3 – городок;

4 – электроподстанция 35/6 КВ.

5 – дивизион С-125

 

Объекты 658 ЗРП, в/ч 92598, «Каплун». Снимок с американского спутника-шпиона сделан 26 июля 1970 года

 

Пункт проверки ракет группы технического обеспечения стартового дивизиона 658 ЗРП, в/ч 92598. Фото 2005 года:

 

Оголовок вентиляционной шахты станции наведения ракет в/ч 71548 (слева) существенно отличается от оголовков станций других полков (справа – оголовок станции в/ч 92598):

 

Проверочная вышка СМ-93 в/ч 92598:

 

Будка для оборудования проверочной вышки СМ-93 в/ч 92598. На переднем плане – лебёдка для подъёма проверочной вышки:

 

Мост через речку Лбовка на дороге, ведущей к стартовым позициям в/ч 92598. Раньше речка называлась Дурач:

 

Электроподстанция 35 кВ  № 202 «Горохово» рядом с деревней Тимоново. РТЦ в/ч 86611 находится в 1,5 км севернее:

 

 

 

Предыдущая глава Следующая глава Оглавление

На главную страницу